Популярные методики раннего развития малыша 29.06.2018

Популярные методики раннего развития малыша

Раннее развитие ребенка – именно эта тема вызывает самое бурное обсуждение на различных мамских форумах. Одни ее всячески поддерживают, другие – критикуют. Но давай для начала разберемся, что кроется за этим термином. Раннее развитие – это комплексный подход к воспитанию, когда игры, занятия и общение в семье направлены на максимальное раскрытие умственного и физического потенциала малыша. Это тренировка памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации. Причем начинать такие занятия следует не с 3-4 лет, как считалось раньше, а с первых месяцев жизни.

Итак, какие методики раннего развития детей пользуются популярностью на сегодняшний день?

«Помогите мне сделать это самому»

Методика Марии Монтессори

«Помогите мне сделать это самому» – вот главный девиз теории Монтессори. По авторскому замыслу, помещение для занятий необходимо зонировать, каждую зону заполняют различными дидактическими материалами: книги, пирамидки, сортеры (по сути, те же пирамидки), емкости, совочки и прочее.
Причем родители не вмешиваются в работу ребенка (если только он сам не попросит помочь), а лишь наблюдают за процессом. Методика рассчитана на трехлетних детей. К слову, в авторском варианте ее используют крайне редко, зачастую мамы и папы берут наиболее удачные моменты, разбавляя их упражнениями из других программ.
Плюсы: огромный выбор пособий и развивающих материалов; большинство упражнений направлено на интеллект, логическое мышление; формирование самодисциплины, усидчивости.
Минусы: дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками); нет подвижных и ролевых игр.

Populyarnie_metodiki_rannego_razvitiya_malusha_450_450_3.png 

Карточки с различными картинками

Методика Глена Домана

Пожалуй, самый известный раздел методики – обучение раннему чтению при помощи карточек. На протяжении дня родитель показывает малышу карточки в течение нескольких секунд (причем в руки не дает), регулярно вводя «в обращение» все новые и новые изображения.
С какого возраста начинать? Сам Доман говорил: «Начинайте в год, если вы хотите потратить на эти занятия минимум времени и сил. Но если вы ищете сложностей, то начинайте в 8 месяцев».
По его убеждению, информация, которую малышу дают родители, должна усложняться и дополняться. То есть от слов – к словосочетаниям, от чисел – к уравнению, от изображения животного – к изображению среды его обитания.
Плюсы: расширение детских возможностей за счет большого информативного потока; развитие детского внимания.
Минусы: потребуется просто огромное количество дидактического материала; по мнению многих мамочек, ребенка не учат, а скорее дрессируют с помощью карточек.
Populyarnie_metodiki_rannego_razvitiya_malusha_450_450_2.png

Кубики, которые нужно «пропевать»

Методика Николая Зайцева

Петербургский педагог Николай Зайцев придумал кубики, на которых изображены не буквы, а склады. Склад – это не привычный нам слог, а единица чтения части слова, представляющая собой комбинацию из согласной и гласной буквы, а также любую одиночную букву (ла-м-па – 3 склада, э-к-ра-н – 4 склада).
Ребенок сразу будет учиться пропевать склад, ведь «обучаться чтению с пением гораздо эффективнее». Кубики Зайцева отличаются по цвету, размеру и звучанию (для этого их наполняют разным содержимым – деревянными палочками, металлическими крышечками, колокольчиками).
Метод затрагивает три сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.
Плюсы: широкий возрастной диапазон – от 1 года до 7 лет; выработка навыков грамотного письма.
Минусы: по мнению специалистов, после «кубиков Зайцева» ребенок «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады.

Populyarnie_metodiki_rannego_razvitiya_malusha_450_450.png

Коротко о других авторских методиках

  • «Быть с ребенком на одной волне»
Именно так считала бельгийка Сесиль Лупан, последовательница Глена Домана. Она разработала систему игр и упражнений, направленных на естественное и разностороннее развитие детей и описала их в книге «Поверь в свое дитя». Главная идея – малышу от родителей нужно не внимание-опека, а внимание-интерес.

  • «Музыка с мамой»
Такую методику раннего музыкального развития разработали Екатерина и Сергей Железновы. Это диски с колыбельными, песенками-потешками, пальчиковыми играми, песенками-инсценировками, сказочками-шумелочками, игровыми массажами, изучением алфавита, играми с музыкальными инструментами и многим другим.

  • Малыш не должен быть «заорганизованным»
Борис и Елена Никитины, чья фамилия прогремела еще во времена СССР, вырастили семерых детей и создали свою систему – естественного развития. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Авторы убеждены, что ребенок не должен быть «заорганизованным» или, напротив, заброшенным. Самые популярные игры Никитиных: «Рамки и вкладыши», «Сложи узор», «Уникуб» и другие.